Проповедь

студента II курса

Киевской Духовной Академии

Арендарука Дионисия,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божией Матери за Божественной Литургией

19 декабря 2008 года

на тему: «Любовь и милосердие – отличительные добродетели святителя Николая».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, возлюбленные отцы, братия и сестры, мы совершаем память великого угодника Божьего, подвижника веры и благочестия, святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Это святой, который пользуется особым почитанием среди всего христианского мира, занимает особое место среди сонма святых, которые своей жизнью угодили Богу. «Правило веры и образ кротости» - именно этими словами тропаря, мы воспеваем сегодня родного для нас пастыря и учителя Церкви.

Святитель Николай родился в городе Патаре Ликийской, что в Малой Азии, был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить своего сына Богу. Младенец Николай, еще со дня своего рождения явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Новорожденный младенец в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Епископ Патарский Николай, который приходился родным дядей святителю Николаю, радуясь духовным успехам и благочестию племянника, посвятил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, после чего будущий Cвятитель произносил поучения пастве. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал вcё свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. После кончины архиепископа Иоанна, святой Николай был избран епископом Мир Ликийских. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Еще при жизни Святитель совершал многие чудеса. Из них наиболее известное чудо - это избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника  молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах.

Святитель Николай не оставил после себя такого богатого письменного  наследия, как это сделали другие светила Церкви, например святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, но мы знаем, как торжественно Церковь его прославляет. Праздники святителя Николая по торжественности напоминают даже двунадесятые праздники. Почему так происходит? Потому что он в своей жизни исполнил главную заповедь Божию, на которой стоят закон и пророки, он воплотил в своей жизни те добродетели, которые доступны, понятны и близки сердцу всякого человека.  Это любовь и милосердие.

Святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий… И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,1-3). Мы видим, как важно иметь любовь в своем сердце, для того чтобы по праву называться христианином. Господь призывает нас любить Бога всем сердцем своим и всею душой своей, а ближнего своего как самого себя. На первый взгляд нам покажется это очень просто, ведь чувство любви переживал каждый из нас. С человеческой стороны мы можем даже сказать что такое любовь. Любовь по нашему представлению – это теплое, святое чувство сердца, когда мы готовы к самопожертвованию ради другого родного для нас конкретного человека. Также мы все с уверенностью скажем, что мы всей душой любим Бога. Но так ли это на самом деле, отвечают ли наши сказанные слова реальной действительности. В первую очередь нужно задать себе вопрос: «Каким способом мы можем выразить свою любовь к Богу, Которого никогда не видели»? Ответ на это мы находим в Евангелии, где Господь наш Иисус Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14;15). В нашей обычной человеческой жизни это так очевидно и так просто: если мы кого-нибудь любим, то мы заботимся о том, чтобы узнать его вкусы, что ему дорого и что ему ненавистно; и когда у нас в сердце любовь жива, мы стремимся к тому, чтобы ничем не огорчить любимого человека, во всем слушаем только его, даже, может быть, в некоторой мере подражаем этому человеку.

Такие же действия должны быть у нас по отношению к Богу. Господь, Который дал нам жизнь, главное дал нам свободу в своих действиях, любит нас, своих чад. Как говорит преподобный Ефрем Сирин: «Любовь Божия, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя её, в ней же спаслись». И только через исполнение заповедей Божиих мы можем нелицемерно засвидетельствовать о любви к своему Творцу. Только через добрые дела, через дела милосердия - любовь к Богу, о которой мы так много говорим, сможет воплотиться в нашей жизни. Потому что «любовь есть связь и корень многих добродетелей», - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Быть милосердным человеком – это означает  иметь широкое любящее сердце, в котором смогли бы поместиться все без исключения люди, с которыми нам приходится сталкиваться в этой жизни, и при этом, не разделяя их на своих или чужих, на хороших или плохих. Мы все с вами призваны к делам милосердия независимо от нашего материального положения, будь то богатый или бедный человек.

Один подвижник жил в крайней нищете, в голоде, в холоде, да еще ко всему этому был одинок. Несмотря на такое бедственное положение, он все же не переставал служить людям, делился последним куском хлеба. И так как все, кто посещал старца, никогда не уходили от него без какого-либо подарка или утешительного слова, просто не замечали его нищенства, и даже не спрашивали у него, имеет ли он в чем-то нужду.  Как-то один пришлец, присутствовавший утром на его молитве, в которой он благодарил Бога за бесконечные Его благодеяния, сказал ему: «Как можешь ты благодарить Бога за Его дары? Ничего же Он тебе не дал!». И этот подвижник на него посмотрел и сказал: «Не так ты жизнь понимаешь; ты думаешь о том, что у меня нет друзей, нет тепла, нет еды — ничего как будто нет. А я вижу вещи иначе: Господь вгляделся в мою душу, и увидел, что не вырасту я в меру, к которой Он меня призвал, если не будет мне дано и голодать, и холодать, и одиночествовать. Поэтому ты видишь в этом лишение, а я вижу свою одаренность.

Мы должны помнить, что всякий нуждающийся в нашей помощи человек – это наш ближний, к которому мы всегда должны протянуть руку поддержки. Христианская любовь всех обнимает собою, обо всех милосердствует, всем хочет спастись.  Святитель Николай, жизнью своей показал нам пример истинной любви. Он и сегодня, как любящий и добрый пастырь, помогает всем, кто прибегает к нему в молитвах. Будем молиться Святителю, чтобы он никогда не оставлял нас своим благодатным присутствием, чтобы его молитвами мы победили в себе всякое зло и сделались любящими сынами Божиими. Аминь.