Проповедь

студента II курса

Киевской Духовной Академии

Гарчука Дмитрия,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божией Матери за Божественной Литургией

14 декабря 2008 года

на тему: «Нужно ли дорожить  временем?»

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 «Мы распяты на циферблате часов» — справедливо  заметил  когда-то писатель Станислав Ежи Лец.    Время убегает как вода, причем настолько быстро, что мы не успеваем даже наблюдать за стремительностью этого текущего ручья. Вот уже и средина св. Рождественского поста, мы прошли уже половину пути, чтобы встретить Богомладенца Христа, грядущего в мир. Нужно ли дорожить  временем? Следует ли готовить себя к встрече с Богом?

Ответы на эти вопросы находим в сегодняшнем апостольском чтении. Святой апостол Павел увещевает: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». (Еф. 5,15-16) То есть, не тратьте попусту драгоценного времени и используйте его для приготовления себя к вечности, к встрече с Господом в Царстве Божием. Нужно трудиться над тем, чтобы оказаться достойным войти в Чертог Небесный.

Сегодня в  евангельском чтении мы слышали притчу о званых на вечерю, в которой Господь Иисус Христос под образом вечери представил нам Царство Божие.

Но что мы слышим?! Заканчивается притча: «Много званых, но мало избранных»(Лк.14.24). Какие удивительные и страшные слова! Это констатация результата отношения Бога к нам и того,  как мы относимся к Господу.

Господь сотворил мир, чтобы поделиться с ним Своей Вечной Божественной Радостью. Он сотворил всех Любовью для жизни вечной, но получает холодный  ледяной отказ. Человечество, у которого есть величайший дар от Бога – свобода, не отвечает на Любовь Творца и Промыслителя мира взаимностью. Картина, которая нам дается в сегодняшнем Евангелии, такая простая и так точно описывает все состояния нашей души, все причины, по которым нам на Бога нет времени, к вечности нет интереса.

«Извини, Господи, у меня нет времени на Тебя». Столь  часто говорим мы эти ужасные слова в своем сердце, что даже не замечаем. Подобно евангельским званым у нас находится много причин, чтобы оставить вечность на потом. Мы слишком глубоко погружаемся в омут земных забот, и говорим Богу: «Я купил землю, надо пойти посмотреть её, извини». Мы слишком привязываемся к материальным благам, отказываясь от жизни вечной: «Я купил пять волов и иду испытать их, извини Господи». Очень часто домашние дела завлекают нас, и мы говорим: «Извини, Господи, я не могу придти». Словно в  сонном бреду отвечаем мы Христу: «Извини, Господи…»  

Святой апостол Павел сравнивает состояние закоренелого грешника с глубоким сном, от которого (сна) все же возможно пробуждение: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф.5.14).

Пусть задумается каждый из нас  о своей душе! Ведь у каждого из нас она спит греховным сном, и пробуждение её от этого сна зависит только от нашей свободной воли. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог сказал: “если хотите” и “если не хотите”, делая нас господами добродетели и порока и полагая это в зависимость от нашего образа мыслей...» Именно свобода является решающим фактором в деле нашего спасения. И только по свободе, как величайшее творение Божие, действует человек.

Преподобный авва Дорофей говорит: «Есть три устроения (души) в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет её. Действует по страсти тот, кто приводит её в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает её, но любомудрствуя (борясь), как бы минует страсть, однако имеет её в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти».

Мы немощны, наша природа повреждена первородным грехом, но с помощью Божественной благодати, немощная врачующей, мы можем преодолеть свои страсти и греховные наклонности. Ведь Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2.4) не требует от нас ничего. Спасение – это личное дело каждого, оно добровольно.

Мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало кто находит Бога достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением ласки... Много званных, – все мы призваны: кто же из нас отзовется? Достаточно на Любовь Божию ответить любовью, чтобы войти в пир вечности, в жизнь. Неужели мы не ответим  Господу Иисусу Христу, спасшему нас от власти греха, проклятия и смерти жизнью Своей, одним словом: Люблю Тебя, Господи. Аминь.