Проповедь

студента II курса

Киевской Духовной Академии

Киреева Алексия,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божией Матери за Божественной Литургией

8 марта 2009 года

на тему: «Икона – окно в духовный мир».

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Сия вера Апостольская, сия вера Отеческая,

сия вера Православная, сия вера Вселенную  утверди…»

Такими возвышенными словами, дорогие отцы, братья и сестры,  ныне святая Церковь прославляет нашу Православную истинную веру. В этот день мы празднуем Торжество Православия, которое выстрадано многими поколениями прежде нас бывших православных христиан. Свидетельство победы над многими ересями и в особенности над ересью иконоборчества стало включать в себя событие праздника Торжества Православия.

 Как же появилась иконоборческая ересь? Как известно, в VI веке на Ближнем Востоке возникла новая молодая агрессивная религия Ислам, которая по сути своей остается неизменной и до сих пор. Мы знаем о событиях, связанных с убийствами, террором, существующими сейчас в нашем мире. Тогда эта религия служила средством воодушевления многих арабских племен, которые объединились в одно государство - Арабский Халифат, которое постоянно вело завоевательные войны. Мусульмане говорили, что недостойно изображать ничто живое ни на каких картинах и иконах. Якобы борясь с нарушением правил мусульманской религии, они нападали на другие страны, поражали их святыни, разрушали храмы, несли поругание всем отечественным святыням, бывшим в том или ином месте.

Византийский император Лев Исавр, по-видимому, хотел избежать такого столкновения и пожертвовал самым дорогим – изображением и почитанием святых икон. Он думал: «Вот я покажу этим злым врагам, что у нас нет святых изображений, что у нас нет почитания икон, тогда они оставят нас в покое и народ будет безбоязненным в своем житии». Такие примерно мысли одолевали  правителя. Он не задумывался, что через эти помыслы он отходил от веры Отеческой, веры Православной, он не задумывался, что в угоду политике он разрушал тот стержень, на котором держалась вся жизнь в Империи – стержень Православия.

Как вы думаете, согласился ли с его предложениями неистовый агрессор? Конечно, нет! Нанеся урон иконопочитанию в своем Отечестве, приведя на судилище многих православных людей: мирян, священников, архиереев, которые были ссылаемы в самые ужасные места, которые нередко убивались за исповедание своей веры, император не получил ожидаемого облегчения от посягательств злого врага. Мусульмане все равно вторгались в пределы Империи, все равно они разрушали святые храмы, хотя уже не было святых икон, все равно они ругались над верой Православной. Византийская империя от этого люто страдала. Ибо Бог поругаем не бывает. В 787 году при благочестивой царице Ирине и святом патриархе Тарасии на VII Вселенском соборе было восстановлено почитание святых икон.

Несмотря на то, что иконоборческая ересь на Вселенском Соборе была сокрушена, все же некоторые общества продолжают настаивать на том, что не должно покланяться святым иконам, не должно покланяться веществу, не следует покланяться доскам.

А кто же из нас покланяется доскам? Мы покланяемся святым образам, которые  являются для нас окном в духовный мир.  Мы покланяемся образу, который оставил Господь на убрусе, образу Богоматери, который написал святой апостол и евангелист Лука и многим другим иконам. Мы всматриваемся в икону, как в то распахнутое окно, через которое к нам приходит Божия благодать. Потому так много чудотворных икон, потому так много чудесных явлений от икон, особенно в последние годы. И мы с вами должны с новой силой свидетельствовать о нашем вероисповедании, нашем  Православии. Поклоняясь св. иконам, мы  поклоняемся Христу Спасителю, Богородице и св. угодникам, изображенным на них.

Но всегда ли мы искренно, с чувством любви и должного благоговения и умиленья лобызаем св. иконы?   Лобызая св. иконы,  не Иудино ли лобзание предаем мы,   когда живем не согласно  с заповедями Христа Спасителя, когда не соблюдаем постановлений святой Церкви, когда не в мире и любви живем со своими ближними? 

Сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах, не только о том, что Бог изобразим, что Бог стал человеком и у Него человеческий образ. Этот праздник напоминает нам, что каждый из нас - святая икона Божия и как мы должны относиться к себе и друг другу, если только мы это понимаем, если только мы можем об этом вспомнить! Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы. Эти иконы нам хочется сберечь, окружить любовью, потому что они так пострадали от человеческой неправды... Так должны мы смотреть и друг на друга, «носить», - по слову Апостола, - «тяготы друг друга». Когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда трудно в нем прозреть красоту и славу Божию, тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой, но оскверненный образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась и стала иконой во славу Божию. Аминь.