Проповедь

Студента  1 курса

Киевской Духовной Академии

Симоновича Василия,

Предназначенная для произнесения

В храме Рождества Богородицы

За Всенощным бдением 22 ноября 2008 года

На тему: «Страх Господень»

 

Во имя Отца и Сына, Святого Духа!

       В псалме, который мы, братья и  сестры, слышим в конце вечерни, св. царь Давид говорит: Послушайте меня, чада, страху Господню научу вас… И хотелось бы сейчас несколько слов сказать об этом страхе Господнем, и о том, чему он может нас научить.

     Бояться Бога-это не значит страшиться Его, ведь страшатся те люди, которые кому-то подвластны, страшатся рабы, которым страшно получить наказание, и которые боятся потерять награду.  Но не таков сыновний страх; мы знаем этот страх по человеческому нашему опыту, как нам страшно бывает огорчить человека, который нам дорог, нам страшно ранить его - словом, взглядом, делом. Близкий нам человек -  это святыня для нас, и мы боимся, как бы эту святыню не осквернить, не унизить.

    И таков должен быть наш страх по отношению к Богу. Мы должны бы его знать, знать так близко, как мы знаем родного, и более чем родного нам человека – потому что родной человек нам в какой-то мере остается чужым, он вне нас; Бога же мы познаем в какой-то тайне взаимного проникновения. Знаем мы Бога, потому что Он более глубоко в нас внедрен, чем сама наша жизнь. Он – Жизнь нашей жизни, Он – огонь, тепло, свет в нас самих. Поэтому святой ап. Павел говорит о том, чтобы мы не огорчали Духа Божия, живущего в нас. Да, это страх, которому мы должны научиться, это трепет, который нас охватывает, когда мы общаемся с самым близким нам человеком.

      И Церковь, которая является совокупностью всех людей, для которых Христос  стал самым родным, должна бы быть полна такого света, такого трепета, и не только перед Богом, но перед всяким человеком. Ведь Господь, Бог наш Иисус Христос стал человеком для того, чтобы войти в область смерти, в которой мы живем. Он пришел по любви к каждому из нас. Не пришел праведников спасать, а пришел взыскать и спасти погибшего.

     А взыскать, это не значит ждать, чтобы погибший нашел дорогу к Нему, это значит оставить свой покой и пойти искать потерянного. Мы знаем притчу о пастухе, который оставляет девяносто девять овец и идет искать одну, которая потерялась. Ее нужно найти, нужно утешить, нужно согреть, потому что мир вокруг нее был холоден и жесток, и нужно ее привести в то место, где и она найдет радость, любовь, ласку. Нам кажется часто, Церковь – это мы, православные люди, уже уверовавшие во Христа, собирающиеся  в Его имя и в Его храмах. Да, правда. Но христианин – это человек, которому Бог поручил заботу о всех людях, о тех погибших овцах, о тех потерянных, которых здесь нет – и к ним должна простираться наша забота и наша любовь. О них нам надо прежде всего молиться; но не так молиться, как молился фарисей, стоя в храме, зная, что он по праву стоит в этом храме, благодаря Бога о том, что он такой праведный, что он Бога знает, соблюдает посты, знает все правила молитвы. Молиться нужно о потерянных и пропавших, как молится человек, когда его собственный сын пропал без вести. С такою любовью, с таким состраданием мы должны молиться.

Только в Церкви живет такая любовь, какой нет в другом месте на земле. Потому, что здесь каждый человек верит в добро, верит в любовь, верит в чудо и боится обидеть Господа. Пусть же каждый из нас будет светильником для этого мира. Пусть Господь укрепит нас на этом не легком жизненном пути и дарует нам любовь.

Аминь!