Проповедь

студента II курса

Киевской Духовной Академии

Суряднова Юрия,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божией Матери за Божественной Литургией

25 января 2009 года

на тему: «Любить – значит быть готовым пожертвовать всем в пользу другого».

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня Церковь молитвенно чтит память святой мученицы Татианы. Родилась Татьяна в Риме в III-м веке в семье знатных родителей. Отец её, трижды бывший консулом, был тайным христианином. Он воспитал свою дочь в благочестии и страхе Божием. Татиана была обычной девушкой, ничем не отличавшейся от своих сверстниц. Однако у неё было желание искренне послужить и угодить Богу. За это она претерпела страшные мучения от императора Александра Севера. Святую усекли мечём, а вместе с ней казнили и её отца. Что же подвигло и воодушевило  простую девушку на такие муки? – Конечно же, это любовь, любовь к Богу и ближнему.

«Агница Твоя, Иисусе, Татиана, зовет велим гласом: Тебе, Женише мой, люблю…». Именно слова любви были в устах святых мучеников, когда они страдали за Христа. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Святые мученики, вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия – нежные узы; но рассечь их не может и меч обоюдуострый».

Бог создал этот прекрасный мир по Своей неизреченной любви. По любви Господь создал человека и поставил выше всех творений, их венцом, потому что сама по себе любовь не может реализоваться в мире, должен быть объект любви. Именно таким объектом и стал человек. Бог также наделил человека таким свойством, дал ему возможность любить, потому что Он Сам есть Любовь.

Давайте же задумаемся, дорогие братья и сестры, над тем, что такое любовь? Часто ли нам приходится говорить слово «люблю»? При этом важно то, какое значение мы вкладываем в это слово. Любить – это значит быть готовым пожертвовать всем в пользу другого, быть причастным его жизни. Святитель Василий Великий задаётся вопросом: «Что свойственно любви к ближнему? -  и отвечает, – искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной». А святой апостол Павел заповедует: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов» (Гал. 6, 2).

Порой мы слышим слова наших близких: «Я люблю тебя за то, что ты красивый, или за то, что ты добрый, внимательный, заботливый и т.д. Однако нельзя любить человека за его качества. Любить человека нужно просто за то, что он есть, видя в нём образ Божий.

Часто общаясь с молодыми людьми, своими сверстниками, задаёшь им вопрос: что именно они ожидают от своей второй половинки и от будущей семейной жизни? Ответы в основном кратки и одинаковы по содержанию. Например: «Хочу, чтобы меня любил мой муж», «Я жду от своей жены верности и преданности» и т.д. И только самый малый процент отвечает: «Хочу сделать своего любимого человека счастливым, хочу отдать ему самое дорогое, что у меня есть - подарить ему свою любовь».

Святой апостол Павел обращается к ефесским христианам со словами:  «Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за Ню…» (Еф. 5, 25). Он сравнивает союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви. Как Христос является главой Церкви, так и муж является главой жены. Но это не значит, что муж должен превозноситься над женой – он просто должен её любить и уважать. И как Церковь повинуется Христу, так должны жёны повиноваться своим мужьям по взаимному чувству любви.

Господь наш Иисус Христос в прощальной беседе сказал Своим ученикам о новой заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…, и по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Достигнуть любви человек может через исполнение заповедей, живя по ним. Именно новую заповедь Христову исполняли святые мученики, претерпевая страдания за Него. При этом святые, конечно же, воодушевлялись словами святого апостола Павла, который, пожалуй, лучше всех говорит о любви в своём знаменитом гимне. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13,1-8,13). Аминь.