Проповедь

воспитанника 4 класса

Киевской Духовной Семинарии

Верещак Алексия,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божией Матери за Божественной Литургией

1 апреля 2009 года

на тему: «Что есть духовная жизнь»?

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

   Дорогие братья и сестры, скоро заканчивается Великий пост. До Светлого Христова Воскресения осталось совсем мало времени. Огладываясь  назад, спросим у самих себя, что мы сделали хорошего  за это время, насколько мы стали ближе к Богу? Не забываем ли мы о том, что надо сделать, чтобы стать ближе к Богу и не обращаем ли внимание на второстепенное?

 Ответ на этот вопрос очень сложный. Это вопрос всей нашей духовной жизни. Но что является духовной жизнью в православном понимании? Мы знаем из Евангелия, что «Бог есть Дух» (Иоан. 4, 29), следовательно, духовная жизнь есть Богоуподобление. Духовность человека определяется степенью Богоподобия. Это  означает что, перечисляя Божественные свойства, человек должен прилагать их к себе. На этом пути есть свои ступени или духовное возрастание, поэтому немаловажно знать иерархию духовной жизни. Святые отцы предупреждают об опасности перепрыгивания через ступени.

Святоотеческий опыт говорит о том, что самой страшной болезнью является незнание своей болезни. Чем меньше человек ведет духовную жизнь, чем меньше он имеет той  святыни, к которой призван, тем меньше он видит всю болезненность и страстность своей души. Напротив, чем чище становится  человек, тем лучше он это видит. Поэтому первая и главнейшая задача, которая стоит перед человеком - увидеть самого себя, познать себя.

 Преп. Пимен Великий говорит: «Человек тот, кто познал себя». Опыт каждого человека, каждого из нас  говорит о том, что мы не очень-то много греховного замечаем в себе или почти не замечаем. Обычно в нашей душе возникает лукавое самооправдание, которое является искаженным чувством святости и вместо того, чтобы увидеть и исправить покаянием то греховное, что есть в нас, в нашей человеческой природе, мы оправдываем себя. В целом, речь идет об искаженной любви к себе, что на мирском языке называется эгоизмом.

   Так вот преп. Симеон Новый Богослов говорит, каким образом приобрести это познание. Он говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». Сравнение с Евангельским идеалом показывает человеку, насколько все его желания, чувства и мысли далеки от него. Духовная жизнь невозможна без понуждения себя к исполнению заповедей, потому что невозможно познание себя, а без знания своих болезней человек не может думать о каком либо излечении. Из этого сравнения, из этого понуждения человек выносит великий и богатый опыт, который определяет всю его последующую жизнь. Во-первых, человек видит что в нём есть, во-вторых, человек убеждается, что сам как следует не может исполнить ни одной заповеди. Святые отцы оплакивали свои добродетели как грехи. Вторая ступень открывает человеку, что без помощи Божьей человек ничего не может.

Из этого познания себя и видения своей немощи рождается искреннее покаяние, а не только отчет о грехах. Итак, духовная жизнь направлена на то, чтобы освободить человека от греха и приблизить его к Богу, или другими словами к обожению. Аминь.