ПРОПОВЕДЬ.

Студента II курса

Киевской Духовной Академии

Жилкина Игоря,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божьей Матери

За Божественной Литургией 4 декабря 2008 г.

На тему: «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киев

2008

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

 

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ныне мы празднуем Введение во храм Преблагословенной Девы Марии. Престарелые, но бездетные до этого времени Ее родители, Иоаким и Анна, предвещенные свыше, что у них родится в страсти дитя, положили в своем сердце обет: посвятить Господу богодарованное чадо. Во исполнение этого священного обета, когда родившаяся Дщерь достигла трехлетнего возраста, они привели Ее с великим торжеством в храм господень и вручили первосвященнику. Святая церковь подчеркнула величие данного события словами: «Ангели вхождение Пречистая зрящее, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых»? (канон праздника на утрени, 9 песнь).

В чем же заключается поучение сегодняшнего праздника? Чему может научить нас трехлетняя Отроковица? Воспитываясь при храме, Она настолько преуспела во всех добродетелях, что сделалась чистой и святой обителью Духа Божия, живым храмом Господа Вседержителя. Братья и сестры, а ведь все мы тоже имеем своей целью, быть достойным храмом Духа Святаго. «Разве (вы) не знаете, - говорит св. апостол Павел, - что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Но так ли это на самом деле? Пусть каждый посмотрит в храм души своей. Живет ли там Дух Святой? Каждый из нас вынужден сказать, что нет. Здесь поселились гордость, здесь – осуждение… В нашем храме часто присутствуют мерзость и запустенье, а не Дух Святой. Но в слове Божием сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает бог, храм Божий свят, а этот храм - вы» (1 Кор. 3, 17). Что же нам делать? Как избежать этого страшного осуждения? Единственный путь, идя по которому мы избежим сего – это путь, указанный Божьей Матерью. Это путь смирения, кротости, покорности воле Божьей; это путь исполнение заповедей Господних, путь молитвы и постоянного внимания к своим помыслам. Одним словом, это путь духовной жизни. Если мы делаем все возможное для поддержания жизни в теле, то тем более мы должны побеспокоиться о жизни души, которая будет жить вечно. Невозможно практически достигнуть этого в один месяц или даже год. К этому надо стремиться всю жизнь. В тот день, когда мы прекращаем заботиться о теле, оно начинает страдать, так страдает и наша душа, когда мы забываем о ней. Святая Богоотроковица Дева Мария на высоту своей духовной чистоты восходила постепенно, так должны и мы поступать в своем умном восхождении к Богу. Святитель Феофан называет две ступени на этом пути. Первой ступенью,  - говорит он, - есть обращение от греха к Добродетели. Человек – грешник не помнит о Боге и о спасении души своей, не заботиться, а живет, как живется, исполняя все свои желания. Но этот путь широкий, и он ведет к погибели. И вот, если такой человек обратиться от пагубной жизни, то он, прежде всего, полагает в своём сердце твердое намерение отстать от своих прежних грехов и начать жить по заповедям Божиим. Если в ком нет такого твердого намерения, тот еще не начал жить для Бога, тот еще не вступил на путь к Царствию Небесному. По слову преп. Иоанна Лествичника: потерянный тот день, когда не плачешь о своих согрешениях.

А второй ступенью восхождения к Богу является внутреннее внимание, когда христианин смотрит за своим сердцем и не допускает не только не добрых дел и слов, но даже чувств и расположений. Нам необходимо строго следить, чтобы никакие суетные помышления не оскверняли наших дел. Чем чаще мы будем отсекать их, тем скорее они ослабнут, и на месте их укоренится благодарность к Богу и сознание своей немощи, а это есть начало спасения.

Праздную сегодня святое вхождение во храм Богоизбранной Отроковицы, своими дивными подвигами с младенческих лет очистившейся для  вселения Господа, потщимся и мы, дорогие братья и сестры, очистить храм души своей и сделать его достойной обителью. Аминь!