Проповедь

студента III курса

Киевской Духовной Академии

Анджича Марка

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Пресвятой Богородицы за Божественной  Литургией

10 мая 2009 года

на тему: «Главное -  предстоять пред Богом».

Во имя  Отца, и Сына, и Святого Духа.

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры!

Во все  дни нашей жизни мы с вами должны обратить особое внимание на молитву. А что такое молитва? Молитва - это соприкосновение, соприкосновение души с Богом. Такое соприкосновение является самым удивительным и благородным в этом мире. Великий мыслитель ХХ столетия святитель Николай Сербский говорит:  «Звезды между собой соприкасаются лучами, ой какие дивные звезды! И, кажется, что никогда не мог бы насытиться зрелищем звезд, этих чудесных лампад  Божиих. Но есть нечто более чудесное от этих небесных тел - молящийся человек.  Далеко распространяются лучи звезд, еще дальше лучи солнца. Но лучи молитвы человека распространяются несравненно дальше». Молящийся человек, зрелище, которое окружающий мир мало понимает и чувствует, но больше всех понимает это наш Господь Бог.

Молитва - это встреча, встреча человека с Живым Богом, где через молитву открывается сам Бог, ставший Человеком, где человек возносит свои просьбы, моления и благодарения. Но бывает, порой, что между Богом и человеком стоит некая глухая стена. И нам кажется, что  Бог нас не  слышит, что Он  к нам повернулся спиной. Но мы должны понимать, что этот барьер, стена, не воздвигнута Богом, а  нами. Каждый кирпич - дело рук наших. Эта стена воздвигнута нашими грехами. По словам одного западного богослова, «Бог всегда возле нас, но мы далеко от Него, Бог всегда нас слышит, но мы Его не слышим, Бог всегда внутри, но мы вне. Господь всегда стоит у дверей сердца нашего и стучится, ждет хозяина, чтобы дверь открыл. Но человек отвечает Богу: «Извини, но сегодня я занят». Или еще хуже: человек не слышит  этот тихий голос, зовущий его».

Еще давно в раю человек услышал шаги и голос Бога: «Адам, где ты»! С того дня Бог ждет, чтобы к Нему обращались с тем же вопросом, и чтобы Его голос прозвучал в сердцах наших. Чтобы наш голос, обращенный к Богу, прозвучал на небесах, чтобы этот голос обратился в похвальную песню. Увы! Сердце человека окаменело  и не хочет обращаться молитвой к своему Создателю. Но мы должны понять, что там, где нет молитвы - там нет, ни мира, ни спокойствия. У кого на устах молитва и кто заменяет молитвой дыхание – у того в душе царит мир и спокойствие. А там, где нет молитвы, там царствует тьма, беспокойство, и эта  тьма  распространяется на окружающих.  Внутренний мир такого человека, словно пустыня без живой воды,  без Бога. И его жизнь становится плачевной.

Сегодня многие спрашивают, почему надо молиться, если Бог знает, в чем нуждаемся. На этот вопрос можно ответить так: мы просим у Господа конкретной помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием должно быть не это. Бог не должен быть «вспомогательным средством» в наших земных делах. Главным содержанием нашей молитвы должно всегда оставаться само предстояние Богу, сама встреча с Богом. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить Его присутствие.

Молитва как диалог, не включает только обращение к Богу, но и ответ. Но ответ не всегда приходит сиюминутно, иногда ответ приходит намного позже. Ответ от Бога мы можем получить различным образом, но иногда молитва бывает безответной. Если мы не слышим ответа - значит что-то с нами не в порядке, значит, мы еще не настроились на тот лад, который необходим, чтобы встретится с Богом.

В связи с этим возникает вопрос: как надо молиться? Святой апостол Павел говорит:  «Молитесь непрестанно», а св. Григорий Богослов пишет: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». Вот, вам дорогие, копье и щит в борьбе против нечестивого духа. Вот тот меч, которым можно разрезать дьявольские сети. Так  давайте же, братья и сестры, будем достойными воинами Христа, всегда вооруженными постом и молитвой и бесстрашно прославляющими имя Отца нашего Небесного, Которому слава и честь во веки веков. Аминь.