Проповедь

студента IV курса

Киевской Духовной Академии

Наливайко Андрея,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божией Матери за Божественной Литургией

3 мая 2009 года

на тему: «Евангелие навеки закрепило в женском образе  любовь»

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Христос Воскресе!

Священное Писание являет нам многочисленные примеры добродетели самых разных людей и примеры недостойной жизни, не посвященной Богу, как бы давая нам возможность выбора. Чтобы мы сами могли избирать то, что будет приятно нашей душе и телу: путь праведников или грешников, служения Богу или своим собственным страстям.

Нынешний праздник жен-мироносиц являет нам пример самой искренней любви и верности, величайшей преданности и терпения.

При жизни Христа эти женщины были верными помощницами апостолов и безоглядно и достойно служили своему Учителю. А после смерти Спасителя они первыми пришли к месту Его погребения. Вместе с Иосифом Аримафейским и блаженным Никодимом  они погребают Тело Христово в новом гробе, умастив его благовониями и обернув плащаницей.

До сегодняшнего дня мы вспоминаем этот величайший подвиг их труда и добровольного, смиренного, нелицемерного служения Богу. 

Первое, что Евангелие навеки закрепило в женском образе – это любовь. Но не просто любовь, а любовь-заботу, любовь-службу, любовь-самоотдачу и притом любовь, ничего не требующую взамен. Ученики Христа спорят, кто из них выше, важнее, кому приготовлено лучшее место. Они спрашивают, сомневаются, рассуждают. Про женщин два слова: «Следовали, служа». Это любовь без слов, любовь дела, любовь без сомнений. Это вечное врожденное материнство женщины, её вечный удел: позаботиться, накормить, вырастить, утешить, отдать всю себя с тем, чтобы в конце все потерять, ибо вырастая,  сын уходит и дочь уходит, и каждый начинает свою жизнь. И Евангелие показывает нам всю красоту этой любви: забота в радости, забота в горе и в смерти.

Второе – это верность. Ученики бежали – женщины остались. В страшный час страдания, одиночества и смерти – эта молчаливая верность, молчаливое сострадание. Евангелие прямо утверждает, что они ничего не знали о воскресении, у них не могло быть никаких расчетов и надежд. Тот, кого они любили, за кем последовали, кому отдали всю свою любовь, свою заботу и свою верность, умер на кресте. Говоря по-человечески, все рухнуло и ничего не осталось, кроме замученного мертвого тела. Но осталась верность. Верность без расчета, верность до конца. И как просто, как кратко, но и как окончательно показана нам эта верность в Евангелии.

И, наконец, третье – вера и радость. И снова вера не рассуждающая, вера сердца, то знание, которым владеет только женщина. Не случайно конечно, как повествует Евангелие, Христос первым является женщинам по воскресении. Потом был Фома с его «если не увижу, не поверю», сомнениями, условиями (Иоан.20:25). А про женщин у гроба сказано: «И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему»  (Мф. 28: 9).

И чем радостен для нас пример жен-мироносиц?  Тем, что их вера и преданность – несомненны, истинны. Их вера сокровенна, глубока и честна, это не тупое прямолинейное упрямство, а живое и человечное чувство, побеждающее страх и всеобщую ненависть.

Они, через тонкий покров Его плоти, прозревали сияние Божества. Для них было достаточно того, что Он Своим словом, Своим взором, Своими действиями вырвал их из гнета временной жизни, из плена греха, из плена и порабощения человеческого и сделал их достойными Царствия Божия. Для них было достаточно, что Он открыл перед ними вечность и что эта вечность разорвала как бы границы времени и пространства, и теперь через Него, благодаря Ему они принадлежали Божественному миру.

Ради этого и установлен сегодняшний день. Ради этого и совершается ныне их память, это Богослужение.  Нам, для того чтобы наследовать вечность, тоже необходимо быть подражателями смирения, кротости, истинной веры и преданности жен-мироносиц. Вы только представьте, в каком ужасе они находились после мученической смерти Иисуса!  Три года они ходили за Христом, ожидая Его победы в царстве Израилеве, а закончилось все страшными муками и издевательствами над их Учителем.  И, конечно, они в величайшей скорби, воздыхания и слезы переполняют их сердца.  Но есть в Псалтири удивительные слова, которые Господь обращает, может быть, к женам-мироносицам, а, пожалуй, и ко всем нам: «Страдания ради нищих и воздыхания ради убогих ныне воскресну!» То есть: воскреснет из гроба ради тех, кто любит Его.

Именно ради них, ради всех страдающих и воскресает Господь и воскрешает всякую душу христианскую, возводит их от тления к вечной жизни.

Достойно же подражать нам женам-мироносицам, чтобы и нам стать наследниками вечного Христова Царства. Ради этого стоит побороться со страстями, с нашим непостоянным сердцем, с дурными привычками, которых у каждого – во множестве.   Аминь.