Проповедь студента III курса Киевской Духовной Академии Попеску Николая, предназначенная для произнесения в храме Рождества Божией Матери за Всенощным бдением 16 мая 2009 года на тему: «Что же это за «живая вода», которую Бог обещал самарянке?»

          Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Возлюбленные отцы, братья и сестры.

Христос Воскресе!

В эти пасхальные праздничные дни мы снова собрались в месте, чтобы прославить Воскресшего  Христа. В эту неделю св. Церковь напоминает нам о беседе Господа нашего Иисуса Христа  с самарянкой.

Однажды, когда Господь наш Иисус следовал из Иудеи в Галилею, то проходил мимо одного самарийского города. Уставший с дороги, Иисус сел у колодца, а ученики его пошли купить пищу. В это время к колодцу подошла за водой одна женщина, самарянка, и Христос попросил у неё воды, что и удивило её, потому что иудеи не общались с самарянами, даже больше, ненавидели их.

Обстоятельства этой встречи необычайны во многих отношениях.

Во-первых, речь Христа была обращена к женщине, тогда как иудейские законоучители того времени наставляли: «Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже со своей законной женой»; «не разговаривай долго с женщиной»; «лучше сжечь слова Закона, чем научить им женщину».

Во-вторых, собеседницею Спасителя была самарянка, то есть представительница иудео-ассирийского племени, ненавидимого «чистыми» иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с самарянами почиталось ими осквернением.

И, наконец,  самарянка ко всему была грешницей, имевшей пять мужей до того, как соединиться в блудной связи с еще одним мужчиной.

Но именно этой женщине, язычнице и блуднице, «терпящей зной премногих страстей», сердцеведец Христос благоволил преподать «воду живую, иссушающую источники грехов». Более того, Иисус открыл самарянке, что Он есть Мессия, помазанник Божий, что делал не всегда и не перед всеми.

В этом евангельском эпизоде мы видим удивительное и непостижимое смирение той, с которой Бог говорил у колодца Иакова. Для того чтобы понять, как велико, как неожиданно и потому чудесно смирение самарянки, достаточно представить себе, что будет, когда любой из наших знакомых или друзей упрекнёт кого-то из нас в нашем действительном грехе, в нашей постыдной страсти, которую, как ни скрывай, всё равно не скрыть. Разве не всколыхнётся наша душа от обиды и негодования на обличителя? Разве не отыщем мы тут же десяток извиняющих нас обстоятельств? Разве не захлестнёт нас горячей волной обида? – На что? На правду!

А что же самарянка? Она оскорбилась, обиделась, стала оправдываться? Или, может быть, как мы это часто делаем, сказала со злостью: «Не твоё дело – моих мужей считать»! Нет, эта добрая женщина в ответ на обличение в блудодеянии – обрадовалась! Она бросила свой водонос, она забыла, зачем пришла из города к колодцу, она побежала обратно в город и говорит людям: “Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос” (Иоан.4, 29)? Вы подумайте, ни ложного стыда, ни уязвлённой гордости – одна радость!

Что же это за «живая вода», которую Бог обещал самарянке? Это Вода Христова, которую Он дал всем верующим в Него, есть любовь, правда, мир, а вместе и радость. Всё это подается человеку благодатным учением евангельским. А подтверждение этой истины есть пример самарянки, которая услышав учение Христа, не только стала милостивой, но и проповедницей и мученицей за веру христианскую. Ведь мы знаем, что это самарянка св. мученица Фотиния (Светлана), которая мученически пострадала за Христа.

Дорогие мои, мы видим, что Христос принял всех, и блудницу, и разбойника, и мытаря. Он дает всем возможность исправляться, ожидая с нетерпением тех, кто готов к Нему идти. Так давайте и мы, беря пример у самарянки, откроем наши сердца для Христа и станем добрее, милостивее, терпеливее. Смирено пройдя все жизненные испытания и, будучи истинными христианами, всегда своим примером, поведением, словами, действиями станем проповедовать и прославлять Воскресшего Христа. Аминь.