Проповедь студента IV курса иеродиакона Спиридона (Ходанича)

в День Святаго Духа 8 июня 2009 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Отпраздновав светло Пятидесятницу и Духа пришествие, Святая Церковь ныне особо празднует в честь Духа Святого.

Нарочитый день Святого Духа побуждает нас говорить о спасительных действиях Его в мире, ибо действия Святого Духа бесчисленны, разнообразны, как бесчисленны, разнообразны проявления жизни даже человеческой, тем более Божественной, и изобразить их невозможно.

Как исследовать беспредельное море жизни Божественной?

Остается остановить внимание и взоры духовные хотя бы на чем-либо из того, что самим Богом открыто.

Еще в Ветхом Завете, когда по слову Христову мир не видел и не знал Святого Духа (Ин. 14,17), верующим в Бога Истинного открыто было многое о Нем. Дух Божий носился над бездной, т.е. проявлял свои действия уже над первозданным веществом невидимым, и неустроенным, животворил его, и вселял дыхание жизни.

Если для всякой души живой необходимо постоянное живительное действие Духа Божия, Дыхание Его, то тем более оно необходимо для человека, этого высшего создания Божия, умаленного малым чем от ангелов, славой и честью венчанного (Пс. 8,6).

Вступая в мир для служения спасению людей, Христос прежде приемлет Крещение от Иоанна. И сходит на Него Дух Святый в виде голубя, в телесном виде (Лк. 3,22). Дарование Духа Святого обетовал Христос сообщить и всем верующим в Него, по мере восприимчивости каждого.

В чем проявлялись действия Святого Духа в день Пятидесятницы? Так как Дух Святой был невидим и незнаем миру, то Он сошел в видимом образе, в виде огненных языков. «Разделяющиеся языки» напоминали о том, что апостолы должны были проповедовать о Христе всем народам, разделенным разностью языков, соединить всех в Церкви Христовой. Как когда-то при построении Вавилонской башни, чтобы разрушить беззаконное соединение людей, Бог смешал языки, и люди рассеялись по разным странам, так теперь людей, говорящих на всех языках приводит в согласие Церковь Христова, где одна вера, одно Крещение, один Бог и отец всех. Все верные составляют одно тело Церкви, имеющее Единую Главу – Христа. Все напоены единым Духом.

Любовь, пленяя сердца сладостными восторгами, увлекала сердца апостолов во след Христу, вселяя в них готовность сделать все, что угодно Ему, вливая силу, воодушевляющую на всякий подвиг ради Христа, страдания во Имя Его. Эта любовь исполняла апостолов пламенной ревностью, не допускающей какого-либо разделения сердца между любовью ко Христу и к миру, истребляла подобно огню, всякое движение сердца, с любовью ко Христу не совместимое, потому Дух Святой излился в языках именно огненных. Это и есть начертание закона Христова в сердце, движимое любовью ко Христу, само неудержимо порывается исполнить все, что желает Христос, всю волю Его, выражением которой и является закон.

Для любящего нет нужды ни в обещании награды, ни в угрозах наказания, он все делает ради самой любви. Конечно, такой бывает лишь «совершенная» любовь, а пока она не достигла совершенства, не оживилась в сердце, необходимыми являются и награды и наказания.

Бесчисленны действия Духа Святого. Однако необходимо остановиться еще на одном, о котором говорится в сегодняшнем евангельском чтении: Христос пришел «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18,11). Значит, не на апостолов лишь, Которых Сам Христос назвал уже чистыми распространяются действия Духа Святого, а и на каждого грешника «погибшего». Христос заблудившуюся овцу, погибавшего в грехах и пропастях греха человека, берет на рамена любви Своей и приносит ко Отцу. Христос делал это, ходя по городам и селениям, с любовью призывая к Себе всякого грешника кающегося.

По Вознесении Христа то же совершает Дух Святой. Он незримо ходит по распутьям, извилинам, «стропотным путям» нашего сердца, на которые уклоняется душа наша с путей Господних. Ходит, чтобы возвратить нас на пути жизни Божественной через голос совести, которая есть голос Божий в человеке, через слово Евангелия, через тайные ли Свои внушения, влагаемые в душу добрые мысли, намерения, вызываемые в ней спасительные воспоминания, через разные обстоятельства жизни, обращаемые в спасительные уроки.

За эти спасительные действия особенно должны мы прославлять Духа Святого, молясь, чтобы не изглажено было ради многого множества наших прегрешений имя наше из книги жизни, чтобы изглаживал Дух Святой самые грехи наши, а имя наше продолжало быть там написанным, чтобы Учитель, Дух Истины, «везде сый и вся исполняя», всегда продолжал приходить и вселяться в нас, и очищать нас от всякой скверны, и спасать как Благий души наши.

Аминь!