Проповедь

студента II-го курса

Киевской Духовной Академии

Гончара Андрея,

предназначенная для произнесения

в храме Рождества Божией Матери

за Божественной  Литургией 6 сентября 2009 года

на тему: «О значении внешнего исполнения обрядов благочестия»

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

   В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос в разговоре с книжниками и фарисеями рассказал притчу о винограднике и злых виноградарях. Господь, по своей милости и неизреченной любви к каждому человеку, говорил притчами не только перед теми людьми, которые слушали Его со вниманием и любовью, но и перед теми, кто ненавидел Его и желал уловить Его в словах. Он говорил притчами, то есть иносказаниями, неспроста, а для того, чтобы слушающий человек сам задумался над сказанным, приложил сказанное к себе и сделал выводы.

Хозяин дома, Господь, насадил виноградник – то есть еврейский народ, который Он избрал из других народов, лелеял и берег, дал ему Божественный закон, посылал пророков, которые Духом Святым возвещали волю Божию. Все в этом винограднике Господь премудро устроил и отдал его виноградарям, то есть духовным руководителям народа, которые должны были направлять людей в духовной жизни и подготовить их к принятию Христа Спасителя. Когда же пришло время сбора плодов, то есть то время, к которому должен был возрастить в себе еврейский народ добродетели, с помощью которых он бы и смог познать Христа, то Хозяин виноградника – Господь, посылает за плодами своих слуг – пророков, но их били и выгоняли с бесчестьем. Тогда Господь посылает своего Сына Единородного, надеясь, что виноградари хоть его устыдятся, но виноградари в помрачении своего ума и злобы (потому что таково свойство страстейони ослепляют ум), убивают Сына Божия, выведши  Его за пределы виноградника – Иерусалима.

 Дальше Господь спросил у слушающих Его фарисеев: «Что же сделает хозяин виноградника с виноградарями?» На что фарисеи ответили: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Тогда Господь, желая, чтобы фарисеи поняли смысл притчи, задал им риторический вопрос: Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»(Мф.21, 33-42) И тогда фарисеи поняли, что эта притча была о них.

 Но эта притча обращена была не только две тысячи лет назад к фарисеям, эта притча продолжает быть обращенной ко всем верующим людям, во все времена. В том числе и сейчас, к нам, православным христианам. Потому что этот вопрос, вопрос о духовной жизни человека, актуален всегда, а ведь именно он и поднимается Господом в этой притче.

  К большому сожалению, большинство людей, как верующих, так и не верующих, привыкло считать, что церковной жизнью является лишь одно внешнее исполнение церковных обрядов: прийти в храм, поставить свечи, подать записки, освятить что-то, заказать молебен.  В некотором смысле это тоже является церковной жизнью, потому что без внешнего не бывает внутреннего. Но какую страшную опасность таит в себе остановка человека на одной внешней церковности Господь и показывает в этой притче. Потому что те люди, к которым обращена была притча в этот раз, фарисеи, прекрасно знали все обычаи и обряды, знали закон Божий, чуть ли не наизусть знали Священное Писание. И внешне были самыми благочестивыми людьми, еще и особо почитаемыми народом. Но эта, одна внешняя праведность, без внутреннего духовного подвига очищения души от страстей, вместо смирения рождает гордость, вместо кротости рождает дерзость, вместо любви рождает презрение к людям, а в конечном итоге и к Богу. Вот они, плоды одного внешнего благочестия, которые привели в конечном итоге фарисеев, страшно сказать, к Богоубийству.

И мы, братья и сестры, слыша эти строки, конечно же негодуем, да еще и недоумеваем, как же это можно было фарисеям до такого дойти? Но ведь не так ли поступают многие из нас, когда, будучи исполнены гордости и тщеславия от знания церковных правил, правильного, в кавычках, поста, частого посещения храма, начинаем вести себя высокомерно и надменно по отношению к людям делающим первые шаги в храме, к своим нецерковным родственникам и знакомым, да еще и раздражаемся от непонимания ими того, что мы сами только недавно поняли. И уж как велик соблазн перейти от состояния работника в винограднике, в положение охранника, а потом вообразить себя уже и хозяином. И в таком духовном состоянии, будет уже естественно всякого не нравящегося тебе, и уж тем более несогласного с твоим мнением принимать за врага и ненавидеть его.

Но неужели это означает, что не нужны наши священнодействия, что пагубны наши правила благочестия? Да, они могут быть пагубны, когда исполняется лишь одна их внешняя сторона, но они спасительны, когда приводят человека к осознанию своей греховности, они спасительны, когда человек опытом жизни познает, что ему нужен Спаситель, они спасительны, когда от них рождается любовь к Богу, которая выражается в любви к ближним. Были фарисеи, которые из-за своего ложного внешнего благочестия духовно погибли. Были и  тысячи, вернее сказать, миллионы святых, которые наполняли священнодействия глубоким внутренним содержанием и через это спасали свои души.

Еврейский народ, избранный Богом в Ветхом Завете оказался бесплодным. Он не принес Богу те плоды, которые ожидал от него Господь: искреннюю веру, милосердие, смирение, кротость, покорность воле Божией, любовь к ближним. И вот сейчас Господь смотрит на нас – христиан, принесем ли мы Ему эти духовные плоды, или же как фарисеи остановимся на одном внешнем исполнении обрядов. Аминь.