Проповедь

cтудента II курса

Киевской Духовной Академии

Пугачева Геннадия,

предназначенная  для произнесения

в храме Рождества Божией Матери

за Божественной Литургией 20 сентября 2009 года

на тему: «Что пользы трудиться на ветер, если нет любви?»

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Так ответил, дорогие братья и сестры, Господь наш Иисус Христос законнику, вопрошавшему его, какая наибольшая заповедь. Эти слова Священного Писания не раз мы читали, или слушали во время церковной проповеди. Но задумывались ли мы над их глубоким содержанием? Почему Спаситель выделяет именно эти две заповеди, и придает им такое огромнее значение? И в какой мере они близки к нам?

Конечно, каждый из нас с уверенностью может сказать: «Я люблю своих ближних. Я люблю своих родителей, я люблю своих детей, я люблю мужа, жену… За своих близких я готов пойти на многое! Значит, я исполняю заповедь о любви к ближнему. Но тут возникает вопрос: а кто мой ближний? О каком ближнем говорит Христос? И вспоминается притча Спасителя о милосердном самарянине, который оказал помощь человеку избитому, лежащему при дороге. Именно он приобрел и возлюбил ближнего в лице несчастного, а не священник и левит, которые прошли мимо. Именно этот побитый стал тем ближним, о котором говорит Христос. Для христианина ближним является тот, кому он может дать свою любовь, уделить свое внимание и заботу. Ближним для нас должен стать каждый человек.

И вот совесть обличает нас… Сколько людей могли бы стать нашими ближними в нашей жизни, но не стали, в силу нашей холодности к ним, неприязни или даже ненависти. Часто мы  даже вопреки своей совести, которая говорит в нас о любви, сострадании или элементарной помощи человеку, мы как бы пытаемся закрыть глаза на происходящее, не увидеть этого  духовного зова, приобрести ближнего. Мы замыкаемся в себе, в своих проблемах и не желаем впускать в свою жизнь чего-то, как бы не касающегося нас. Мы не хотим видеть наших ближних с их проблемами.  Любить ближнего значит передать свое «я» в другое «я». Но не то греховное и поверхностное состояние нашей души как себялюбие, эгоизм, жадность, тщеславие, ненависть, трусость… Или  даже ту поверхностную любовь, которую можно выразить словами: «Я люблю…  − где слово «я» в центре всего.   Нет!  Нужно передать ближнему то подлинное, настоящее «я», о котором митрополит Антоний Сурожский, цитируя одного знаменитого писателя, пишет: «Мы должны помнить, что настоящая природа не в нас, а выше нас, и мы как бы больше себя самих; что если мы ставим вопрос о том, кто же я? – то мы должны ответить: Образ Божий, икона…».[1] В любви все люди воспринимаются как цель для христианина, но не как средство. Главным признаком любви является самопожертвование. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека».[2]

Даже любовь к нашим родным является несовершенной в нас. Святой апостол Павел говорит о совершенной любви, что она «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»(1Кор. 13, 4-7). Посмотрим на нашу жизнь! Всегда ли наша любовь к близким долготерпит, всегда ли она не завидует, не раздражается… И опять наша совесть, как голос Божий в человеке, обличает нас: далеки мы от истинной любви к ближнему.

   Любовь к Богу является вершиной на пути совершенства человека, и пределу её нет конца. Как познание Всевышнего является вечным восхождением к Нему, так и в любви к Богу человек восходит все выше и выше и предела его не достигает. Любовь ко Творцу всего мира зиждется в первую очередь на постоянном общении с Ним посредством молитвы, и приобщении к нему посредством Таинств. Сам  Господь наш Иисус Христос говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6,56). Таким образом, причастие святых животворящих Христовых Таин  и участие в других церковных Таинствах для христианина являются неотъемлемыми в жизни. Но мы часто не желаем, дорогие братья и сестры, этого единения со Спасителем, редко причащаемся, нас одолевает лень в молитве к Богу, даже когда мы идем в Церковь, очень часто мы душой далеко отстоим от Бога. Наша душа не жаждет общения с Ним, и это первое свидетельство того, что мы преступаем заповедь любви к Богу.

   Господь наш Иисус Христос, несмотря на вопрос законника об одной наибольшей заповеди, дает две, при этом уподобляя их. Это говорит о том, что они неразрывно связаны между собой и не могут мыслиться отдельно друг от друга в христианском понимании.  Человек не может любить Бога не любя человека. Именно, когда мы возлюбим своих ближних, мы можем постигать любовь совершенную, любовь к Богу. Святой Иоанн Богослов в своем послании  пишет: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20). Сам Спаситель в одной из своих речей говорит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Матф.25:40).

 Как же нам приобрести такую любовь к Богу и к ближним? И возможно ли  вообще достигнуть такого совершенства нам в современном мире, когда секуляризация, духовная деградация и нравственный упадок общества диктуют совершенно противоположные морально-этические принципы? Ответом на эти вопросы является существование в христианстве великого сонма святых, которые  в разные времена от апостольских времен и до сегодняшнего дня  украшают Церковь своими подвигами и святостью жизни. Эти святые показали своим ярким примером возможность достижения истинной любви. Все их подвиги были подкреплены этой любовью, которая была стержнем их жизни.  Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Что пользы трудиться на ветер, если нет любви? А без нее всякое дело, всякий поступок нечисты».[3] Также святой апостол Павел в послании к коринфянам утверждает: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3).  Таким образом, жизнь святых, в том числе и святых новопрославленных, живших среди нас, показывает не только возможность достижения истинной любви, но и путь к этому совершенству.

Подражая угодникам Божиим, их святой жизни, дорогие братья и сестры, живя подлинной христианской жизнью в Православной Церкви, мы можем достичь той истинной любви к Богу и ближним, которая и есть Царствие Божие внутри человека, по слову Господа  нашего Иисуса Христа, и то Царство Небесное, которое грядет по пришествии Спасителя в судный день. Также, дорогие братья и сестры, постараемся воспламенить любовь в своем сердце  такими словами преподобного Симеона Нового Богослова: "О святая любовь! Когда бы нам получить отпущение ради тебя и сподобиться вкусить благ Владыки нашего, коих сладости без тебя никто не может опытом дознать... Но кто тебя постиг, или кого ты постигла, о том не может быть никакого сомнения - успех его верен. Ибо ты - конец закона, ты, объемлющая меня, согревающая меня и воспламеняющая сердце мое к безмерному возлюблению Бога и братий моих. Ты - наставница пророков, сшественница апостолов, сила мучеников, вдохновение отцов и учителей, совершенство всех святых и самого меня уготовление к настоящему служению".[4] Аминь.

 

 



[1] Антоний Сурожский, митрополит. Проповеди на воскресные и праздничные дни. Киев, 2009. С. 110.

[2] Святой Максим Исповедник. Любовь к Богу и к ближним. http://cherksoft.narod.ru/mit61.htm

[3] Преподобный Ефрем Сирин. О любви. /http://orth.narod.ru/articles/ef_sirin_1.htm

[4] Преподобный Симеон Новый Богослов. О любви, и о том, какова жизнь и каковы дела добродетельных мужей./. http://www.omolenko.com/books/snb2/snb2.htm