Проповедь

студента II-го курса

Киевской Духовной Академии

Гончара Андрея,

предназначенная для произнесения

в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры

за Божественной Литургией в день памяти преподобного Нестора Летописца

 9 ноября 2009 года

на тему: «По мере жития бывает восприятие истины»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы празднуем память преподобного Нестора Летописца, одного из первых духовных писателей на Руси. Память каждого святого и его жизненный подвиг является для нас большой и непреходящей ценностью, из которой мы можем черпать духовные силы для проведения жизни по Евангелию, к которой призван каждый из нас, православных христиан.

Но сегодня особый для нас день, потому что мы празднуем память нашего общего небесного покровителя, ходатая пред Господом о всех учащих и учащихся Киевских духовных школ, память того, кто является примером для нас, примером правильного соединения в себе учености и благочестия, веры и знаний.

Преподобный Нестор, как и многие из стоящих здесь, пришел в Печерскую обитель юношей. В том возрасте, когда формируются умственные и духовные качества человека, когда человек как в копилку, складывает в себя все то, чем он будет пользоваться в дальнейшем, когда человек становится тем, кем он будет. И вот на этом жизненном распутье, когда в молодости человек стоит перед выбором, что же выбрать: жизнь в Боге, или жизнь по стихиям мира сего, преподобный Нестор все силы своей души направил на то, чтобы угодить Богу. Он не сказал сам в себе: «Я молод, вся жизнь ещё впереди, потом буду подвизаться, потом буду спасаться, покаюсь потом, а сейчас можно и расслабиться». Но нет, всего себя, все свои способности он отдал в руки Божии, понимая, что только в Боге человек может обрести счастье и полноту жизни. И Господь показал, не столько для преподобного Нестора, сколько для всех нас, что выбор был сделан правильный. Подвизаясь и духовно возрастая от силы в силу, с помощью всех тех духовных средств, которыми и мы сейчас располагаем и можем пользоваться: с помощью молитв, богослужений и поста, с помощью исповеди, причастия и безропотного несения всех трудностей и проблем, которые встречаются в жизни каждого человека, преподобный Нестор достиг высокой духовной жизни. Среди прочих чудотворцев Печерских он участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника. Преподобному Нестору, как одному из самых духовно опытных иноков, игуменом было поручено обрести мощи преподобного Феодосия, после чего они и были перенесены в Успенский собор.

Но главным его духовным подвигом стал интеллектуальный. Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца и первый начал составлять Печерский Патерик, в котором рассказал о создании Печерского монастыря и о жизни и подвигах первых преподобных. Кроме того, он написал житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба по поводу перенесения их мощей в Вышгород. Но самым известным его трудом стала «Повесть временных лет», в которой он описывает историю «Русской Земли», историю нашего государства, историю нашей Церкви. Этот труд является уникальным и многозначимым не только потому, что преподобный Нестор пользовался уникальными историческими источниками и сделан на высоком научном уровне, но и потому что преподобному Нестору удалось написать историю Руси как составную часть всемирной истории, описать историю приобщения Руси Царству Христову.

Как же удалось преподобному Нестору писать столь интересно и занятно, столь научно и столь духовно? Как же появились у прп. Нестора такие дарования духовного писателя? А все это случилось потому, что сам он жил тем, о чем писал. Потому что духовная жизнь для него была не каким-то отвлеченным понятием, а составной его собственной жизни. Потому что Евангелие было для него не книгой на полке, а объективной реальностью, которой он жил. И воистину, сбылись на нем слова преподобного Исаака Сирина: «По мере жития бывает восприятие истины». Все свои интеллектуальные и духовные способности он воспринял не как свои, а как Божий дар, потому и не было места в душе для тщеславия и гордости, потому и читаем мы сейчас не одно лишь сухое изложение исторических фактов, не одни рассудочные размышления, но целое, живое повествование о том, как Господь действует в жизни  и истории через людей. Вот он как применил знания, которые получал из книг – он их воплощал в жизнь. И тогда и знания не оставались бесплодными, и жизнь наполнялась разумным духовным подвигом.

К большому сожалению, многие ясные и очевидные вещи мы, видя не видим и не осознаем того, что казалось бы столь явно. Отчасти от привычки, а отчасти от своего небрежения мы забыли и уже не замечаем того, что живем и находимся в том же месте, где жили святые, что ходим по тем же дорогам, по которым ходили они, молимся в тех же храмах, где они молились. Здесь же жил и преподобный Нестор. Здесь он трудился, здесь он постигал Божественные истины. Здесь он борол различные искушения, духовно совершенствуясь. Здесь он стал святым, как и более сотни других подвижников живших здесь. Что же мешает нам последовать их примеру, что же мешает жить и нам, как жили они? Пусть каждый задумается над этим вопросом самостоятельно и беспристрастно себе ответит и наверное тогда получит верный ответ, с которого и нужно постараться начать духовную жизнь.

Обращаясь за помощью в учебе к преподобному Нестору, будем просить его, собственно как и прочих преподобных Печерских, чтобы по их молитвам помогал нам Господь не только получать знания, не только успешно сдавать зачеты и экзамены, но и помог нам Господь воплощать эти знания в жизнь. В нашу жизнь, в первую очередь, а потом и в жизнь всех тех, кого приведет Господь за советом и духовным наставлением к нам, православным христианам, и к будущим пастырям Христовым. Аминь.