- В какой степени сохраняется преемственность между старой и новой Киевской Духовной Академией?

- О преемственности в Киевской Духовной Академии говорить трудно. Годы лихолетья тоталитарного атеистического режима принесли, даже не упадок, а полное уничтожение прежней школы. В начале 90-х пришлось фактически с нуля начинать дело возрождения. Под мудрым руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира удалось осуществить процесс возобновления учебного процесса. И хотя нам и мечтать не приходится, что государство вернет наши здания, имущество, колоссальные библиотечные фонды, мы все же не теряем оптимизма и с уверенностью смотрим в будущее. Сегодня в нашем учебном заведении продолжается то славное дело, которое начали наши предшественники. Выходит в свет богословский журнал «Труды Киевской Духовной Академии», отображающий научную жизнь духовных школ. С прошлого года издается студенческий журнал «Академический летописец», в котором печатаются работы наших студентов, реформируется учебный процесс, значительно активизировалась работа научных кафедр, налажены тесные связи с различными светскими учебными заведениями. Все это говорит о благоприятных временах для развития богословской науки и возрождения добрых традиций духовного образования.

 

- Какую задачу Вы, став ректором Академии, наметили для себя в качестве первоочередной?

- Перед корпорацией стояла задача тотального преобразования всех сторон жизнедеятельности КДАиС. Если говорить о главной задаче, которая стояла передо мной как новым ректором, то ее можно выразить одним словом – реформы. Сложный период становления и адаптации возрожденной духовной школы прошел, пришло время двигаться дальше. Я рад, что совместными усилиями нам удалось в столь короткий период достичь положительных результатов, начиная от благоустройства студенческого быта и заканчивая внедрением в учебный процесс новых стандартов богословского образования. Время ставит перед нами все новые проблемы, решение которых не терпит проволочек. В том и заключается специфика богословского знания, что оно, будучи по сути консервативным и неизменяемым, при этом на разных временных этапах должно сохранять свою актуальность, а следовательно и востребованность. Для этого мы должны заботиться о том, насколько стандарты современного богословского образования адекватны запросам времени и общества.

 

- В чем сходство и в чем различия в организации учебного процесса в Московской и Киевской Духовной Академии?

- Нужно отметить, что различия между нашими школами существовали еще в дореволюционные времена. Они касались различных направлений научной деятельности. Что касается современного этапа, то я имею возможность непосредственно сравнить специфику двух Академий, поскольку в течении семи лет не только являлся преподавателем МДА, но и занимал ряд административных должностей. Московская Духовная Академия и в советские времена имела возможность развиваться, умножать свой богословский научный потенциал. Благодаря этому в МДА существует уже сложившаяся четкая система организации учебно-воспитательного процесса. Вот уже много лет профессорско-преподавательская корпорация МДАиС планомерно занимается развитием и совершенствованием учебных программ, методических пособий и т.д. В Киевских школах за последние два года значительно обновился преподавательский состав и потребуется определенное время, чтобы новые специалисты адаптировали школу к современным стандартам богословского образования.  Я думаю, что отличия между нашими школами заключаются в некоторых сложившихся традициях и подходах к тем или иным вопросам, связанным с жизнью школы. В общем, задачи у нас одинаковые и на нынешнем историческом этапе равные возможности достижения тех целей, которые ставит перед нами наука.

 

- Помогает ли Вам опыт, полученный в Московской Духовной Академии?

- Несомненно. Я всегда с сердечным теплом и благодарностью вспоминаю годы, проведенные в стенах своей альма матер. Там совершилось мое духовно-нравственное становление, прошли яркие и интересные годы моего юношества. Опыт преподавания в МДА оказался просто незаменимым на поприще моего нового послушания. В деле реформирования учебно-воспитательного процесса в КДАиС мы, так или иначе, оглядываемся на Сергиев Посад. Для нас вполне естественно обращаться к авторитету одного из старейших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, обладающего значительным научным потенциалом и живым опытом нескольких поколений преподавателей. Хотел бы особо выразить слова сердечной признательности своим учителям – профессору Осипову Алексею Ильичу, профессору Скурату Константину Ефимовичу, архимандриту Матфею (Мормылю), профессору Юдину Владимиру Дмитриевичу, архимандриту Венедикту (Князеву), архимандриту Макарию (Веретенникову). На всю жизнь они останутся для меня живыми символами духовной мудрости, примером самоотверженного служения Церкви и богословской науке.      

 

- Как поставлено духовно-нравственное воспитание в Киевской Духовной Академии?

- Вопросы нравственного развития относятся к таким тонким и индивидуальным сферам человеческой личности как совесть, честь, вера. Призвание человека к служению Богу и Церкви – это великая тайна, совершаемая в глубинных движениях души. Поэтому перед нами стоит большая ответственность, чтобы, с одной стороны, не допустить пребывание в наших стенах людей, не имеющих данного призвания, а с другой стороны, мы не имеем права на ошибку. Если в советские времена контингент учащихся духовных школ составляли люди уже с определенным жизненным опытом, отслужившие в армии, то сегодня абитуриентов с высшим образованием или служивших в армии не так много. К нам в основном приходят еще совсем юные отроки, недавно окончившие школу. На наших глазах и при нашем непосредственном участии происходит формирование каждого из них как личности, воцерковление и духовно-нравственное становление. Я думаю, каждый понимает, что за этими словами скрывается колоссальный педагогический труд, особое чутье преподавателей и бессонные ночи воспитателей. К каждому воспитаннику и студенту у нас сугубо индивидуальный подход, мы всегда принимаем во внимание то, в какой семье человек вырос, с какими жизненными трудностями, может быть, ему пришлось столкнуться. У каждого свой особый путь в Церковь. Наша задача помочь человеку удержаться на этом пути и максимально раскрыть в себе дарованные Богом способности и таланты.

Не последнюю роль в духовно-нравственном становлении наших студентов играет то, что Киевские духовные школы размещены в самом сердце православной Руси – Киево-Печерской Лавре. Особая атмосфера монастырской жизни оказывает свое благотворное влияние на каждого, кто здесь живет и учится.

 

- Какую роль призваны сыграть монастыри в жизни современного общества?

- Чем больше увеличиваются темпы жизни современного мира, тем больше людей обращает свои уставшие взоры в сторону маленьких тихих духовных гаваней – монастырей. Со всей пламенной любовью, на какую только способна русская душа, наш народ воспринял идею монашества, и по сей день монастыри не потеряли своего духовного значения. Все вокруг движется, меняются политические системы, границы государств, идеологии и лозунги. Современный человек со всей остротой ощущает свою беспомощность в ежеминутно меняющемся мире и нечто стабильное, жизнеутверждающее, отрешающее от повседневной суеты и неустроенности находит только в монастырях. Издревле именно в них концентрировалась не только духовная, но и просветительская, социальная, культурная и благотворительная деятельность. Думаю, что и в дальнейшем роль русских обителей будет только возрастать. В укреплении и развитии монашеской жизни я вижу перспективу возрождения вековых нравственных идеалов нашего народа, возможность преодоления многочисленных проблем и болезней современного общества. Не случайно монастыри в наше время пользуются таким огромным авторитетом не только среди верующих, но и среди еще не воцерковленных людей, прибегающих к цельбоносным источникам монастырской жизни, как к единственной возможности излечить душевные язвы. 

 

 

 

- Каково значение празднования 1020-летия Крещения Руси для укрепления единства Русской Православной Церкви?

- Мы увидели, насколько живо и действенно церковное сознание в нашем богоспасаемом народе. Никакие информационные технологии и внешние интриги не способны затмить духовную радость ощущения нашего единства во Христе. Вполне закономерно, что визит Святейшего Патриарха вызвал такое колоссальное оживление в церковной жизни и стал по истине историческим событием. Мы не просто имели возможность еще раз убедиться в том, что Бог не в силе, а в правде, но мы прочувствовали это всем своим естеством. Народ Божий со слезами радости взирал на своего Патриарха. Духовный подъем, царивший в душах духовенства и верующих, сделал событие празднования судьбоносной для нашего народа даты не просто эпохальным. Празднование юбилея 1020-летия Крещения Руси стало новым этапом в церковной жизни на Украине, значительной вехой в укреплении единства нашей Церкви. Думаю, символично то, что сознание православного народа явило себя с такой силой именно тогда, когда мы вспоминали свою общую историю, когда собрались все вместе у нашей общей купели, в которой и родилась великая православная душа нашего народа. Очень важным для нас является сохранить это чувство братского  единства, не потерять тот духовный залог, который наши предки вынесли из крещальной купели днепровских вод.